Официальный сайт МБОУ г. Мурманска СОШ № 18
Мурманск
  • Инклюзивное образование

    РЕСУРСНАЯ СЛУЖБА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ МУРМАНСКЕ

    В соответствии с приказом комитета по образованию администрации города Мурманска от 16.04.2021 № 658 в системе образования города Мурманска создана Ресурсная служба по сопровождению инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Ресурсная служба образована для создания целостной системы, обеспечивающей оказание качественных образовательных услуг обучающимся с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения города Мурманска.

    Задачами Ресурсной службы являются:

    • методическая помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания при организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;
    • информационно-методическая и организационная поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику;
    • организация методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным образовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации при организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;
    • разработка и апробация психолого-педагогических технологий помощи детям с ОВЗ в целях успешности их адаптации к образовательной и социальной среде;
    • разработка, апробация и внедрение эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
    • экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

    МБУ ДО Г. МУРМАНСКА "ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    Что делать родителям

    Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.

    Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.

    Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.

    Общие советы:

    1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
    2. Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
    3. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
    4. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
    5. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
    6. Организовывать общение с ровесниками.
    7. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
    8. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
    9. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
    10. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

    Домашние занятия для ребёнка с ЗПР

    В первую очередь родителям нужно направить усилия на развитие мелкой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями. Для этого рекомендуется использовать:

    • конструкторы;
    • пластилин;
    • пазлы;
    • мозаики;
    • пальчиковые краски;
    • кубики;
    • пирамидки;
    • бисер, бусинки (для создания аппликаций);
    • кольцеброс;
    • тренажёры для завязывания шнурков и застёгивания пуговиц;
    • наборы для вышивания.

    Родители также могут выполнять с ребёнком несложные упражнения, способствующие развитию различных психических функций.

    «Назови похожее»

    Родитель называет эмоцию, настроение или чувство — к ним нужно подобрать синоним.

    «Загадки-описания»

    Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.

    • Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)
    • Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)
    • Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)
    • Серый, но не волк; длинноухий, но не зайчик; с копытами, но не лошадка. (ослик)

    «Найди отличия»

    Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком. Например, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.

    «Закончи предложение»

    Родитель начинает предложение, в котором по описанию явно угадывается какой-то предмет (животное). Нужно закончить. Например:

    • Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
    • Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
    • Птица, которая кукарекает, — это…
    • Колючее дерево с иголками, которое украшают на Новый год, — это…

    «Внимание!»

    Родитель бросает мяч и произносит слово. Нужно поймать мяч и назвать количество звуков (букв) в слове. Начинать нужно с минимального количества, постепенно увеличивая его.

    Взрослые должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.

    Полезные ресурсы

    Нарушение зрения:

    • www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
    • www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
    • http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
    • http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.

    Нарушение слуха:

    • https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
    • http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
    • https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
    • http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.

    Задержка психического развития (ЗПР):

    • http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.
    • https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в  первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.
    • http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
    • https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.

    Нарушение интеллектуального развития:

    • http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
    • http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
    • http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

    Тяжелые нарушения речи:

    • https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
    • http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
    • https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

    Нарушения опорно-двигательного аппарата

    • http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.
    • http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
    • http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.

    Расстройство поведения и общения

    • http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
    • http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
    • https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

    Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ:

    • https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
    • https://uchi.ru/— отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
    • https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
    • https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
    • http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
    • https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
    • https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.


    НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    ПРОГРАММЫ

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


    ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    ПРОГРАММЫ

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    Эффективные практики психологического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья в Костромском регионе : сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. и сост. И. В. Тихонова. – Кострома : Костром. гос. ун-т, 2017. – 80 с. 

     ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

    Научные публикации Института коррекционной педагогики Российской академии наук

    Содержит электронные версии рефератов и полные тексты более 100 научных публикаций и патентов. Библиотека комплектуется научными статьями, публикуемыми в российских и международных журналах

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Центр инклюзивного образования ГАПОУ МО «МКЭиИТ»

    Документы

    Найдено: 11

    Полезные материалы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике