Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 40 кабинетов, в том числе специализированные классы: кабинеты начальных классов, музыки, компьютерный класс, кабинет учителя-логопеда, кабинет школьного психолога, кабинеты русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, физики, химии, биологии и экологии, математики, технологии.. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий.
Имеется один специально оборудованный учебный кабинет для инвалидов на 1 этаже школы. Специально оборудованные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют.
Доступность кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Для проведения практических занятий, в том числе лиц с ОВЗ, в школе имеются оборудованные мастерские (слесарная, столярная, швейная).
Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий инвалидов и детей с ОВЗ отсутствуют.
Доступность объектов для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
В школе имеется библиотека, приспособленная в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Библиотека
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта: спортивный зал площадью 302,7 кв.м., 2 раздевальные с душевыми и туалетами, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащён необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Оборудование и инвентарь спортивного зала соответствует требованиям СанПИН.
Объекты спорта не оборудованы специально для для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Доступность объектов спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Виды средств обучения и воспитания, используемых в МБОУ СОШ №18
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные формы учебников (ЭФУ)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, манометр, микроскоп и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование
Принципы использования
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Информация о средствах воспитания
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через: дежурство по классу, школе; работа на пришкольном участке; летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: организационно деятельностные; соревновательные; сюжетно-ролевые.
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.
Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Компьютерный парк школы содержит 78 компьютеров. Во всех предметных кабинетах и кабинетах начальной школы есть автоматизированное место учителя.Функционирует компьютерный класс. Оснащены компьютерами: библиотека, кабинеты администрации, психологов. Все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по отдельно выделенному высокоскоростному каналу.
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБОУ СОШ №18 ПАО «Ростелеком».
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности школы включает в себя следующие средства:
- Локальная компьютерная сеть с высокоскоростным контент-фильтруемым доступом к Интернет
- Локальный сервер
- 78 персональных компьютеров (в том числе и ноутбуков), имеющие контент-фильтруемый доступ к Интернет, из них: ученических – 12.
- Мультимедийных проекторов – 25
- Лазерных принтеров – 10
- МФУ – 22 (из них – 2 цветных лазерных)
- Интерактивных досок – 12
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ могут получить доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных кабинетах, под руководством учителя. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, к которым имеют доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для инвалидности по зрению.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
На всех компьютерах, к которым есть доступ у обучающихся, используется система контентной фильтрации для ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Приказом по образовательному учреждению назначен ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
Электронные ресурсы:
Интернат и общежитие, в том числе приспособленные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ СОШ №18 функционирует с 1969 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось.
Входные ворота в здание школы имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара.
Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Доступ в школу маломобильным группам граждан обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В здании школы имеются съемные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу.
Ширина дверных проемов и высота порогов дверей входа в школу не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
На первом этаже школы сооружен туалет для инвалидов-колясочников.
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников организации. Для вызова сотрудника позвоните по телефонному номеру: (8152) 43-62-12. Вы можете заранее сообщить о своем визите по телефону: (8152) 43-62-12 или на электронный адрес: school18murmansk@mail.ru.
В МБОУ СОШ №18 общежитий и интернатов нет.
В МБОУ СОШ № 18 имеются средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- многофункциональное подъемное устройство для беспрепятственного перемещения вдоль лестничного марша;
- складная механическая опора для беспрепятственного передвижения;
- многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальными регулируемыми креплениями для формирования правильной посадки;
- специальная учебная мебель;
- набор принадлежностей для письма по системе Брайля;
- универсальный цифровой планшет;
- акустическая система;
- индукционная система;
- система информационная;
- знаки доступности, информационные таблички, стенды, звуковые маяки и информаторы, визуальные информаторы «Бегущие строки»;
- вертикализатор;
- учебно-методический комплект для инклюзивного обучения;
- слухоречевые тренажеры;
- наборы для развития моторики, восприятия, сенсорной памяти;
- наборы для развития моторики, восприятия, сенсорной памяти (оси координат);
- тактильные геометрические инструменты;
- пандусы телескопические 2-секционные 3-х секционные;
- пандусы перекатные
Адаптация образовательной среды |
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ |
Имеется в наличии (да/нет) |
|||
Общешкольное пространство |
Имеется в наличии (да/нет) |
Учебное пространство |
Имеется в наличии (да/нет) |
||
Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с ООП к объектам инфраструктуры ОУ |
да |
Организационно-педагогические условия |
да |
Интерактивная доска |
да |
Проектор мультимедийный |
да |
||||
Крепление для проектора |
да |
||||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.) |
да |
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса |
да |
Спортивный зал |
да |
Документ-камера |
да |
||||
Портативный компьютер педагога |
да |
||||
Мышь компьютерная |
да |
||||
USB разветвитель |
да |
||||
Видеокамера |
да |
||||
Акустическая система |
да |
||||
Многофункциональное устройство |
да |
||||
Планшет для рельефного рисования |
да |
||||
Набор для письма Брайля |
да |
||||
Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей (наличие оборудованных гардеробов, санузорв, мест личной гигиены и т.д.) |
да |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации |
да |
Слухоречевые тренажеры |
да |
Учебно-методический комплект для инклюзивного обучения |
да |
||||
Наборы для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти |
да |
||||
Наборы для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти (оси координат) |
да |
||||
Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства ОУ, рабочего места ребенка и ит.д.); |
да |
Кадровое обеспечение |
да |
Тактильные геометрические инструменты |
да |
Индукционная система |
да |
||||
Система информационная |
да |
||||
Кабинет ЛФК |
нет |
||||
Знаки доступности |
да |
||||
Монтессори-кабинет |
нет |
||||
Обеспечение пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ и проч. |
да |
Визуальный информатор «Бегущая строка» |
да |
||
Демонстрационные карточки «Ягоды», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» |
да |
||||
Сенсорная комната |
нет |
||||
Швейное дело (комплект на 15 рабочих мест) |
да |
||||
Столярное дело (на 15 рабочих мест) |
да |
||||
Кабинет логопеда |
да |
||||
Набор логопедических зондов |
да |
||||
Муляж артикуляционного аппарата |
нет |
||||
Зеркало индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики |
да |
||||
Стерилизатор ультрафиолетовый |
да |
||||
Разрезная азбука |
да |
||||
Касса букв классная |
да |
||||
Шпатель медицинский металлический |
да |
||||
Касса букв, слогов и счета |
да |
||||
Пособие для обучения детей слоговому чтению |
да |
||||
Демонстрационный материал для формирования навыков языкового анализа |
да |
||||
Логопедическое зеркало с отверстием |
нет |
||||
«Говорящее» зеркало |
нет |
||||
Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи |
нет |
||||
Интерактивная лента букв |
нет |
||||
Лента букв |
да |
||||
Дидактический материал по обследованию речи детей |
да |
||||
Речевые игры |
да |
||||
Кабинет профориентации с наглядными средствами |
нет |
||||
Входная группа: Установка входной дверной группы, пандус. |
да |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьники, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеют возможность работать в сети Интернет на уроках. В свободное от уроков время каждый желающий ученик при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
На всех компьютерах, к которым есть доступ у обучающихся, используется система контентной фильтрации для ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о школе и её основных направлениях деятельности. На сайте школы реализована функция «для слабовидящих».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
На всех компьютерах, к которым есть доступ у обучающихся, используется система контентной фильтрации для ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Приказом по образовательному учреждению назначен ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Присутствуют (см. выше)
Выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов нет.
Сменных кресел-колясок нет.
Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) отсутствует.
Объекты для проведения практических занятий
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое: актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой и музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; несколько помещений для школьных кружков, школьный клуб "Прометей", библиотека.
Условия охраны здоровья обучающихся
Медицинский кабинет - 1. Оснащение медицинского комплекса общеобразовательной организации в соответствии с приказом № 822н
Кабинет психолога - 1
Кабинет логопеда - 1
Пост охраны - 1
Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляется на основании договоров:
- с МУЗ «Детская поликлиника № 5» от 23.04.2009 г., лицензия на медицинскую деятельность № 51-01000111 от 10.11.2005г., выдана комитетом по здравоохранению Мурманской области
- с МУЗ «Детская поликлиника №1» от 18.06.2009 г., лицензия на медицинскую деятельность № 51-010000 от 08.09.2005г., выдана комитетом по здравоохранению Мурманской области
В школе оборудован медицинский кабинет, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Медицинский работник – Нурачова Гульназ Лукмановна.
Время работы: понедельник, четверг 9:00 – 16:00
![]() |
![]() |
![]() |
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.