Доступная среда

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 18 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работают педагог-психолог, медицинский работник, педагог-логопед, социальный педагог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- вход в школу оборудован пандусом;
- в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование», а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс обучения 1 чел. прошёл курсы повышения квалификации по вопросам организации дистанционного обучения детей-инвалидов; 6 чел. прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью). Оборудован 1 специализированный кабинет.
Переоборудована туалетная комната на 1 этаже школы, частично убраны пороги.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ — избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе работают оснащенный спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Оборудование и инвентарь спортивного зала соответствует требованиям СанПИН. Доступность спортзала для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- многофункциональное подъемное устройство для беспрепятственного перемещения вдоль лестничного марша;
- складная механическая опора для беспрепятственного передвижения;
- многофункциональный опорный ортопедический комплекс со специальными регулируемыми креплениями для формирования правильной посадки;
- специальная учебная мебель;
- набор принадлежностей для письма по системе Брайля;
- универсальный цифровой планшет;
- акустическая система;
- индукционная система;
- система информационная;
- знаки доступности, информационные таблички, стенды, звуковые маяки и информаторы, визуальные информаторы «Бегущие строки»;
- вертикализатор;
- учебно-методический комплект для инклюзивного обучения;
- слухоречевые тренажеры;
- наборы для развития моторики, восприятия, сенсорной памяти;
- наборы для развития моторики, восприятия, сенсорной памяти (оси координат);
- тактильные геометрические инструменты;
- пандусы телескопические 2-секционные 3-х секционные;
- пандусы перекатные
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения возможности беспрепятственного входа в школу и выхода из нее установлена специализированная входная дверная группа, пандус на центральном входе, кнопка вызова. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ может быть предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Оборудована столовая на 200 посадочных мест, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Доступность столовой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляется на основании договоров:
- с МУЗ «Детская поликлиника № 5» от 23.04.2009 г., лицензия на медицинскую деятельность № 51-01000111 от 10.11.2005г., выдана комитетом по здравоохранению Мурманской области
- с МУЗ «Детская поликлиника №1» от 18.06.2009 г., лицензия на медицинскую деятельность № 51-010000 от 08.09.2005г., выдана комитетом по здравоохранению Мурманской области
В школе оборудован медицинский кабинет, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Медицинский работник – Нурачова Гульназ Лукмановна
Время работы: понедельник, четверг 9:00 – 16:00
![]() |
![]() |
![]() |
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школьники, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеют возможность работать в сети Интернет на уроках. В свободное от уроков время каждый желающий ученик при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
На всех компьютерах, к которым есть доступ у обучающихся, используется система контентной фильтрации для ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о школе и её основных направлениях деятельности. На сайте школы реализована функция «для слабовидящих».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
На всех компьютерах, к которым есть доступ у обучающихся, используется система контентной фильтрации для ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Приказом по образовательному учреждению назначен ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
Электронные ресурсы:
- Электронный дневник
- РЭШ
- Яндекс.Учебник
- Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Навигатор ГИА
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Присутствуют (см. ниже)
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Интернат и общежитие, в том числе приспособленные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Интернат и общежитие, в том числе приспособленные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов нет.
Сменных кресел-колясок нет.
Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) отсутствует.
Наличие специальных технических средств обучения обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Адаптация образовательной среды в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ |
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ |
Имеется в наличии (да/нет) |
|||
Общешкольное пространство |
Имеется в наличии (да/нет) |
Учебное пространство |
Имеется в наличии (да/нет) |
||
Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с ООП к объектам инфраструктуры ОУ |
да |
Организационно-педагогические условия |
да |
Интерактивная доска |
да |
Проектор мультимедийный |
да |
||||
Крепление для проектора |
да |
||||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.) |
да |
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса |
да |
Спортивный зал |
да |
Документ-камера |
да |
||||
Портативный компьютер педагога |
да |
||||
Мышь компьютерная |
да |
||||
USB разветвитель |
да |
||||
Видеокамера |
да |
||||
Акустическая система |
да |
||||
Многофункциональное устройство |
да |
||||
Планшет для рельефного рисования |
да |
||||
Набор для письма Брайля |
да |
||||
Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей (наличие оборудованных гардеробов, санузорв, мест личной гигиены и т.д.) |
да |
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации |
да |
Слухоречевые тренажеры |
да |
Учебно-методический комплект для инклюзивного обучения |
да |
||||
Наборы для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти |
да |
||||
Наборы для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти (оси координат) |
да |
||||
Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства ОУ, рабочего места ребенка и ит.д.); |
да |
Кадровое обеспечение |
да |
Тактильные геометрические инструменты |
да |
Индукционная система |
да |
||||
Система информационная |
да |
||||
Кабинет ЛФК |
нет |
||||
Знаки доступности |
да |
||||
Монтессори-кабинет |
нет |
||||
Обеспечение пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ и проч. |
да |
Визуальный информатор «Бегущая строка» |
да |
||
Демонстрационные карточки «Ягоды», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» |
да |
||||
Сенсорная комната |
нет |
||||
Швейное дело (комплект на 15 рабочих мест) |
да |
||||
Столярное дело (на 15 рабочих мест) |
да |
||||
Кабинет логопеда |
да |
||||
Набор логопедических зондов |
да |
||||
Муляж артикуляционного аппарата |
нет |
||||
Зеркало индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики |
да |
||||
Стерилизатор ультрафиолетовый |
да |
||||
Разрезная азбука |
да |
||||
Касса букв классная |
да |
||||
Шпатель медицинский металлический |
да |
||||
Касса букв, слогов и счета |
да |
||||
Пособие для обучения детей слоговому чтению |
да |
||||
Демонстрационный материал для формирования навыков языкового анализа |
да |
||||
Логопедическое зеркало с отверстием |
нет |
||||
«Говорящее» зеркало |
нет |
||||
Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи |
нет |
||||
Интерактивная лента букв |
нет |
||||
Лента букв |
да |
||||
Дидактический материал по обследованию речи детей |
да |
||||
Речевые игры |
да |
||||
Кабинет профориентации с наглядными средствами |
нет |
||||
Входная группа: Установка входной дверной группы, пандус. |
да |